7 отзывов
Грузоперевозки с верхней загрузкой, выгодные тарифыПодробнее
+375447015740
Как изменилась жизнь белорусского автолюбителя за последнюю пятилетку
Контакты
Грузоперевозки по Беларуси и России
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+37544701-57-40
+37544555-34-15
Александр, Юрий
БеларусьМогилевская областьБобруйскул.Рокоссовского д.120 кв.18
domanskialex или vilchinskiy_1974
Карта

Как изменилась жизнь белорусского автолюбителя за последнюю пятилетку

Как изменилась жизнь белорусского автолюбителя за последнюю пятилетку

Как изменилась жизнь белорусского автолюбителя за последнюю пятилетку

Как изменилась жизнь белорусского автолюбителя за последнюю пятилетку

Как изменилась жизнь белорусского автолюбителя за последнюю пятилетку

Вот и подходит к концу очередная пятилетка. В ней было все: парочка финансовых кризисов, несколько волн ажиотажа, ужесточения законодательства и новые пункты в ПДД. Одним словом, истекающую пятилетку смело можно назвать новой вехой, только она принесла совсем не то, о чем мечтали наши граждане. ABW.BY вспомнил основное, что волновало и задевало нас за живое в 2011-2015 годах.

Таможенные пошлины, или Жизнь уже никогда не будет прежней

Отсчет нового времени начался 1 июля 2011 года. Именно эту дату можно смело считать отправной точкой в пучину стресса и ажиотажа, изменивших размеренную жизнь автолюбителей раз и навсегда. В этот день государство лишило нас дешевых автомобилей из Европы, повысив ставки таможенных пошлин, которые по некоторым авто выросли в 10 раз. Годом ранее пошлины были увеличены для юридических лиц. Временной зазор, предусмотренный законодательством, белорусы использовали по полной. Народ бросился "запасаться" автомобилями: одни ― для себя, другие ― с целью последующей выгодной перепродажи, потому что все понимали, что с 1 июля "железный занавес" опустится, прежних цен уже не будет. По некоторым данным до июля 2011-го в страну прибывало 60-70 тысяч автомобилей ежемесячно. 

В 2011 году случился первый экономический кризис. За тот год нацвалюта подешевела более чем в 2,5 раза: если 01.01 2011 доллар стоил 3000 бел. руб., то 01.12.2011 ― 8590 рублей. 

Позже этот период окрестят "Великим автомобильным хапуном". Он был примечателен еще и тем, что Беларусь превратилась в автомобильный рынок международного масштаба: пользуясь соглашением Таможенного союза, разрешившим россиянам и казахам беспошлинно ввозить на территории своих стран автомобили, зарегистрированные в Беларуси до 1 января 2010 года, авторынки заполонили наши соседи. 

После 2011 года приток "бэушки" с западного направления практически иссяк. Единственный сегмент, который в условиях новых пошлин "имел смысл", ― это "свежие" малолитражки. Однако это не спасло белорусский авторынок, который замер в ожидании 1 января 2013 года ― даты, с которой свежепригнанные авто из Европы стали "проходными" на Россию. 

В конце 2012 года "движение" автомобилей на внутреннем рынке снизилось до минимума, предложение существенно превышало спрос. Многие продавцы думали, что это временное явление, и держали цены. Причем сложилась парадоксальная ситуация: авто из 1990-х умудрялись еще и дорожать. Как выяснилось позже, то было последнее время, когда можно было "слить" автомобиль "в ноль" или с минимальным убытком.

В 2012 году случилось потрясение, но уже для рынка новых авто: в начале года изменилась форма взимания НДС, что прибавило к стоимости автомобилей в салонах 17-18%, помимо этого, начался "серый" ввоз автомобилей из России. Белорусы стали заглядываться на новые автомобили российской сборки. Так, продажи авто, собранных в России, приросли на 138%, в то время как продажи импортных брендов ― всего на 6%. Характерной особенностью 2012 года стало изменение предпочтений белорусов: если раньше наиболее популярными классами являлись SUV, С и D, то в 2012-м "выстрелили" бюджетные автомобили ― их доля достигла 39,5%.

В конце 2013-го новые авто из России "с гарантией" еще не стали массовым явлением, но уже претендовали на то, чтобы стать новым трендом автомобильного рынка. "Бэушка" из РФ стала дешевле белорусской

В 2014 году экономический кризис случился в соседней России. За год российский рубль девальвировался, а разница в цене на новые автомобили в России и Беларуси доходила до 50%. Это привело к тому, что белорусы устремились к соседям. По официальным данным к концу 2014 года "серый" ввоз новых иномарок составил 80% из 25 тысяч ввезенных в страну авто без пробега. Так началась новая волна ажиотажа, теперь уже в отношении автомобилей из РФ. Подумать только: за пару лет до этого белорусы и в страшном сне не могли представить, что будут покупать машины у россиян.

В конце 2014 года ситуация на автомобильном рынке страны перевернулась: уже мало кто смотрел в сторону белорусской "бэушки", ведь гораздо выгоднее было вложиться в покупку нового "бюджетника" в России. Несмотря на то что к тому времени экономика страны, а с ней и доходы граждан вошли в затяжное пике, 2014-й стал беспрецедентным по уровню ввоза новых автомобилей. Основной спрос пришелся на декабрь, в течение которого белорусы завезли в страну 49.841 легковой автомобиль (примерно треть автомобильного импорта за 2014 год). Внутреннему рынку подержанных авто не оставалось ничего другого, как снижать цены. 

Всего в 2014 году в страну было ввезено 144.386 автомобилей, в 2013-м ― 102.488.

2014 год отметился также тем, что немало наших граждан "погорело" на покупке авто в России, став жертвами обманных схем сомнительных продавцов. Тогда же пошла волна продаж ворованных и прочих "нечистых" автомобилей. Доверчивые и расслабленные белорусы не раз попадали в ловушки мошенников. 

Начало 2015 года ознаменовалось полным "ступором" продаж подержанных автомобилей, но вопреки прогнозам, поток новых автомобилей из России не иссяк даже с учетом того, что российские дилеры и производители подняли цены. Рынок подержанных авто спустился с небес на землю, наконец-то пришло понимание, что не может "железо" стоить "таких денег". Впервые за историю современной Беларуси цену на машину стал определять спрос. И в очередной раз надежды белорусов продать дороже купленный "впрок" автомобиль разбились о суровую реальность: если раньше новые "бюджетники" стоили 11-13 тысяч долларов, то сейчас даже на нашем сайте цены на них крутятся вокруг 8 тысяч. 

"Шестой декрет" и утилизационный сбор

В сентябре 2013 года "получили по шее" те, кто ввозил в страну технику под "шестой декрет". "Коммерсантов" лишили преимуществ в виде льгот на растаможку автомобильной техники, аналоги которой производятся в Беларуси, а тех, кто не соблюдал положения декрета, начали массово заставлять доплачивать "таможню", угрожая конфискацией техники. Желание государства защитить отечественного производителя намотало на "маховик правосудия" сотни предпринимателей и бизнесменов. Посыпались уголовные дела, началась конфискация. 

Не секрет, что, когда "шестой декрет" был принят, многие поспешили воспользоваться предоставленными возможностями. 

"Шутка ли: то, что можно было привезти из-за границы за 17 тысяч долларов, в Беларуси стоило 35-40 тысяч, ― чисто по-житейски описывал ситуацию Владимир, много лет занимавшийся грузоперевозками. ― В этом декрете были прописаны вполне конкретные требования, которых многие не придерживались и поплатились за это, когда пошли проверки".

Еще один удар по грузоперевозчикам был нанесен 1 марта 2014 года введением утилизационного сбора на автомобили, ввозимые из других стран. Уже тогда было понятно, что к утилизации это нововведение имеет очень косвенное отношение, по сути, это "налог на богатство", которым государство обложило своих граждан.

Коснулся он не только тяжелой техники, но и легковых автомобилей, а также в очередной раз поднял цены на новые авто.

Буквально недавно утильсбор был распространен также на транспортные средства, достроенные на территории страны на базе шасси, предоставленных заказчиком.

"На практике нередко бывают ситуации, когда уплата сбора не производится. Типичный случай ― изготовление транспортного средства по давальческой схеме по договору подряда на базе шасси импортного или белорусского производства (когда производитель получает шасси для доработки). Затем готовое транспортное средство передается от производителя к собственнику", ― поясняется существующая брешь в законодательстве.

То, что раньше было бесплатно, стало за деньги

1 августа 2013 года в Беларуси заработала система взимания платы за проезд по определенным участкам дорог. Причем сразу же слово BelToll не вызывало у граждан ничего, кроме раздражения и гнева. Оно и понятно: в один момент за то, что еще недавно было бесплатным, пришлось платить. Помимо этого, "обилечивание"сопровождалось рядом конфликтов, начиная с того, что к 1 августа далеко не все оказались в курсе нововведения и обзавелись бортовыми устройствами, и заканчивая большим количеством конфликтных ситуаций, когда система работала некорректно и сотни людей "попали" на штрафы. 

"Под прессом" оказались десятки иностранцев, которые попросту не понимали механизмов оплаты, а также те, кто гнал своим ходом автомобиль из-за границы.

Дальше ― больше: в октябре 2014 года тарифы за проезд для грузовиков были повышены, а сеть платных дорог стала расширяться. Минтранс заявил, что к 2020 году платными в Беларуси станут 70% дорог. И похоже, что слово будет сдержано. Только в последнее время чиновники совсем потеряли совесть, включив в сеть платных дорог участки, по которым и бесплатно-то ездить неприятно.

В общем, больнее всего это нововведение снова ударило по грузовикам. По мнению грузоперевозчиков, этот бизнес в нашей стране почти "загнулся" от бесконечных налогов и поборов.

Возвращаясь к вопросу о том, что из бесплатного для автовладельцев стало платным, нельзя обойти вниманием госпошлину, введенную в нашей стране с 1 января 2014 года. По традиции белорусы встретили ее очередями на станциях техосмотра, желая прыгнуть в последний вагон и пускай чуть раньше положенного, но пройти ТО, чтобы хотя бы на год оттянуть необходимость уплаты нового налога.

С 1 января 2015 года очередной раз увеличился размер базовой величины, "потянув" за собой госпошлину (ее размер увеличился еще и за счет поправок в Налоговый кодекс), штрафы, услуги ГАИ. Однако были введены льготы для пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II групп. В конце 2015 года белорусам было сообщено об очередном увеличении базовой с 1 января 2016 года, а также об отмене льгот по госпошлине для пенсионеров.

Пьяных и "лихачей" прижали к стене

Уходящая пятилетка отметилась несколькими моментами по линии ГАИ. Несколькими месяцами ранее, осенью 2010 года вступил в силу указ о видеофиксации нарушений. Белорусам посыпались "письма счастья" за превышения скорости, причем приходили они владельцу автомобиля. Очередной раз "вылезла боком" так называемая продажа авто "по доверенности", некогда очень популярная у наших граждан.

Во-вторых, с 12 августа 2011 года допустимая норма содержания алкоголя в крови водителей снижена с 0,5 до 0,3 промилле. А осенью 2013-го была ужесточена ответственность в отношении пьяных водителей: существенно увеличены штрафы, а также введена уголовная ответственность за управление автомобилем в нетрезвом виде повторно в течение года. "Повторникам" пригрозили реальными тюремными сроками и конфискацией ТС независимо от того, в чьей собственности оно находится. И если до тюрьмы доходит не так часто, то конфискация вошла в обычную практику. К слову, после вступления в силу этого закона в Беларуси появилась еще одна площадка по продаже автомобилей ― конфискат.

В-третьих, через полгода после введения госпошлины на участие в дорожном движении "подтянули" и законодательство в части штрафов за отсутствие ТО. Мера была понятной: и до этого наши граждане не спешили проходить техосмотр, а с введением пошлины и подавно, тем более что сложилась такая ситуация, когда заплатить штраф, даже несколько раз в год, все равно было выгоднее. Но эту лазейку государство прикрыло летом 2014 года, повысив штрафы за непройденный техосмотр и введя повторность за данное правонарушение. 

Тогда же были увеличены штрафы за невыполнение требований сотрудников ГАИ об остановке ТС, а также узаконены "письма счастья" за нарушения правил парковки.

16 января 2015 года стала обязательной зимняя резина в период с 1 декабря по 1 марта. Причем нововведение затронуло не только легковой транспорт, но и грузопассажирские автомобили массой свыше 3,5 т, а также автобусы массой до 5 т. Плюс была установлена обязанность водителей перевозить детей в возрасте до 12 лет в специальных удерживающих устройствах. 

Еще один ажиотаж пятилетки был связан с обменом водительских удостоверений на документы международного образца весной 2011 года. Главное опасение водителей было связано с тем, что со старыми "правами" могут не выпустить за границу. И хотя был отведен срок до 2016 года, а многие даже не планировали никуда выезжать, регистрационные отделы ГАИ штурмовали сотни желающих обменять "картонку" на "пластик".

"Стоп-бензин" и "солярочные" откровения

"На десерт" вспомним о том, как повышались цены на топливо. Это отдельная эпопея в истории пятилетки. За пять лет было все: и очереди на заправках, и акции "Стоп-бензин", и "паломничество" белорусов на приграничные российские АЗС

Самым тяжелым для автолюбителей был 2011 год, когда стоимость горючего повышалась 11 раз и один раз снижалась, в результате чего цены выросли примерно в 2 раза. В 2012-м ценники на топливо менялись 4 раза, в итоге за год цены на самые популярные марки бензина увеличились на 21,9%-23%, на дизтопливо ― на 21,4%.

Но самым большим откровением стало то, что дизельное топливо, которое еще недавно стоило на уровне низкокачественного 80-го бензина, резко подорожало, сведя на нет традиционную любовь белорусов к дизельным автомобилям. Интересный материал о том, почему так произошло, можно почитать здесь.

Несмотря на то, что в 2015-м цены на топливо не менялись с начала года, из-за курса доллара белорусский бензин оказался "самым дешевым" за всю историю пятилетки.

Однако зарплату мы получаем не в долларах, поэтому "дешевеющее" в валюте топливо не особо радует белорусов.

Автолюбители ― народ богатый

По состоянию на март 2015 года на каждого белоруса приходилось более 4,2 тыс. долларов внешнего долга. За последние пять лет этот показатель практически удвоился: в 2010 году он составлял чуть более 2,3 тыс. долларов.

Понятно, что из этой ситуации государству нужно как-то выкручиваться. Наверное, самым простым решением для правительства стало увеличение финансовой нагрузки на граждан. И поскольку автолюбители всегда были людьми "при деньгах", залезть в их карман оказалось проще всего. 

Несмотря на то что каждый раз белорусы сетовали на то, что "с таким успехом скоро все пересядем на велосипеды", мало кто отказался от личного транспорта. Однако и сказать, что белорусы молча все сносили, нельзя ― достаточно вспомнить акции "Стоп-бензин" и подготовку акции "Стоп-пошлина", но в итоге это никоим образом не повлияло на происходящее, а к более решительным шагам сообщество автолюбителей оказалось не готово.

О том, что ждет нас в новом сезоне, можно только догадываться. Но что-то подсказывает, что идеи по отъему средств у граждан у правительства еще не иссякли. Во всяком случае об этом можно судить по усилившемуся в последнее время интересу государства к соответствию расходов граждан их доходам.

Подготовила Елена ШЕМЕТ
Фото автора и из архива abw.by
ABW.BY

vkontakte facebook twitter
Предыдущие новости
Информация для покупателя

Юридическое лицо ИП Доманская Юлия Александровна

Беларусь Бобруйск ул.Рокоссовского д.120 кв.18

Дата регистрации в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр

Номер в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг/Регистре производителей товаров: Не подлежит занесению в реестр, Республика Беларусь

Регистрационный номер ЕГР: 790851321

УНП: 790851321

Регистрационный орган: Администрация Ленинского района г.Бобруйска

Дата регистрации компании: 10.02.2016

Режим работы:

ДеньВремя работы
Понедельник08:00 — 21:00
Вторник08:00 — 21:00
Среда08:00 — 21:00
Четверг08:00 — 21:00
Пятница08:00 — 21:00
Суббота10:00 — 18:00
Воскресенье10:00 — 18:00