7 отзывов
Грузоперевозки с верхней загрузкой, выгодные тарифыПодробнее
+375447015740
Чем дальше, тем страшнее. Как выживают автомобильные перевозчики
Контакты
Грузоперевозки по Беларуси и России
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+37544701-57-40
+37544555-34-15
Александр, Юрий
БеларусьМогилевская областьБобруйскул.Рокоссовского д.120 кв.18
domanskialex или vilchinskiy_1974
Карта

Чем дальше, тем страшнее. Как выживают автомобильные перевозчики

Чем дальше, тем страшнее. Как выживают автомобильные перевозчики

Чем дальше, тем страшнее. Как выживают автомобильные перевозчики

Чем дальше, тем страшнее. Как выживают автомобильные перевозчики

Коммерческий транспорт Чем дальше, тем страшнее. Как выживают автомобильные перевозчики

Прошел почти год после предыдущей ежегодной специализированной выставки Ассоциации "БАМАП", по итогам которой тогда я написала материал "Дорожные сборы, спецконфискация, сроки по валютной выручке и утильсбор ― проблемы грузоперевозчиков из первых уст". Сегодня 2015 год, снова май, снова выставка БАМАП. На этот раз 20-я, юбилейная.

Что изменилось за год? И стоит ли писать что-то новое о проблемах белорусских грузоперевозчиков?

Стоит. Но не писать, а дописывать. Потому что любой, кто не поленится пойти по предложенной ссылке, поймет: старые проблемы автотранспортной сферы остались нерешенными и вдобавок дополнились новыми.

Официальная статистика, как всегда, бодро рапортует: в 2014 году объем грузоперевозок вырос на 10% по сравнению с 2013 годом. Объем экспорта в  выражении составил 1 млрд 117, 5 млн. 

Однако у этих цифр есть и другая сторона: рентабельность отрасли составила всего 0,6%, а доходы в  эквиваленте упали на 0,8%.

На общем собрании членов Ассоциации "БАМАП" ее председатель Николай Боровой отметил: "К сожалению, последние два года мы не можем обновлять подвижной состав. Если не будет принято решение о поддержке наших перевозчиков, а мы эти предложения представляли, нам будет очень тяжело. У нас на 20 процентов снизились цены на перевозки, а на 17 процентов расходы выросли".

Итак, какие же проблемы не позволяют автоперевозчикам работать в полную мощь?

Утилизационный сбор ― координировали, координировали да не скоординировали

По оценкам экспертов затраты на приобретение подвижного состава за счет утилизационного сбора (УС) выросли на 7%. И все понимают, что надо бы что-то менять, но делать это почему-то не получается.

В прошлом году нам обещали, что "белорусские и российские перевозчики предпринимают совместные усилия, чтобы общий коэффициент по уплате утилизационного сбора для седельных тягачей и полуприцепов был изменен". Однако ставка утилизационного сбора для автомобилей-фургонов общей массой от 20 до 50 т и возрастом до 3 лет по-прежнему составляет 150.000 . руб., а коэффициент ― 2,9.

Предприниматели заходят с другой стороны и предлагают ввести хотя бы взаимозачет по УС для Беларуси и России, чтобы исключить его двойную уплату, но и здесь все остается на своих местах.

Таможенный контроль может быть лучше, если захотеть

Определенные вопросы у грузоперевозчиков вызывают порядок и организация таможенного контроля. Это касается и простоев на границе, и излишней подробности данных, предоставляемых таможенному органу.

- Мы указываем не только коды товаров, но и их описание. Зачем это надо? ― поставили проблему грузоперевозчики. 

Что касается простоев, то, по словам специалистов, они могут занимать до 10% времени. 

- Это все негативно влияет на транзитную привлекательность страны, ― уверены представители отрасли.

Заместителю председателя Государственного таможенного комитета Сергею Борисюку, впрочем, здесь было что ответить: 

- По нашим подсчетам через белорусские границы следует порядка 300 грузов в час. Это серьезный объем. И с помощью ряда экспериментов мы сумели добиться, чтобы при благоприятных обстоятельствах прохождение границы от шлагбаума до шлагбаума занимало 30 минут. Этому способствует и электронная очередь, и система предварительного информирования, и информация о загруженности границ. Однако все равно получается, что в определенные дни мы фиксируем наплыв транспорта, а в другие ― практически его отсутствие. Из общего числа грузоперевозчиков все равно 20 процентов игнорируют возможность электронного предварительного информирования. В данном случае стремление к оптимизации работы должно быть взаимным.

Санкции, которые вылезли для нас боком

Российское продовольственное эмбарго, введенное в 2014 году, сначала казалось отличным поводом увеличить транспортный поток в двустороннем режиме Беларусь ― Россия. Однако ожидания оказались напрасными, а реальность ― вовсе не радужной. И дело не только в сложной экономической ситуации в России, курсе  рубля и платежеспособности ее субъектов.

24 февраля 2015 года вступил в силу федеральный закон №362, который фактически "отмотал" назад все партнерские договоренности в сфере грузоперевозок.

"Этот документ усиливает контроль за работой автомобильного транспорта в целом, в том числе, конечно, государств-партнеров. Очень хотелось бы, чтобы мы не возобновляли появление транспортного контроля между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Четыре года назад мы все это ликвидировали, а сейчас все возвращается на круги своя", ― отметил Николай Боровой.

"Дозволы" не дозволяют

Да, наши грузоперевозчики по-прежнему ждут отмены разрешительной системы в рамках ЕАЭС, договор о создании которого был подписан год назад. Мол, это же так логично, когда в едином экономическом пространстве партнеры обладают равными правами, так "мы сможем составить конкуренцию ЕС". Но России и Казахстану более логичным кажется защитить свой внутренний рынок, и, по словам Сергея Негрея, заместителя директора департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии, они высказываются категорически против транзита без ограничений в пределах ТС. Заместитель генерального директора Ассоциации "БАМАП" Николай Верховец отметил, что в этом и состоит суть любых переговоров ― найти компромисс между полярными мнениями. 

Однако компромисс не удается найти уже достаточно долгое время. Застопорились переговоры даже в отношении отмены разрешительной системы для транспортных средств грузоподъемностью до 3,5 т.

Впрочем, наши предприниматели ― люди опытные и во всем привыкли рассчитывать только на себя. Ответом на необходимость получать "дозволы" стало создание дочерних организаций в России или растаможка груза на территории Беларуси и последующая его двусторонняя транспортировка.

Каботаж: в час по чайной ложке

Очень серьезно на стоимости транспортных услуг могла бы сказаться свобода каботажных перевозок. К примеру, если бы после разгрузки в России белорусские перевозчики имели право выполнить по территории России на обратном пути еще дополнительный заказ, это решило бы одну из главных проблем автотранспортной сферы ― заметно снизило бы расценки на услуги. 

Однако и в этом направлении мы движемся со скоростью черепахи. 

Так, проект программы поэтапной либерализации выполнения каботажных перевозок был утвержден Коллегией ЕЭК 10 марта 2015 года (к слову, Казахстан вообще отказался обсуждать данный вопрос до 2025 г.).

Программа имеет четыре этапа. На первом этапе, который начнется только 1 января 2016 года, перевозчику предполагается разрешить осуществлять одну (!) каботажную перевозку в год (!) на согласованных (!) приграничных территориях. В последующем будет как увеличиваться количество перевозок, так и расширяться перечень согласованных территорий вплоть до полной отмены ограничений в 2025 году. 

В итоге мы должны прийти к "формированию общего рынка автотранспортных услуг в ЕАЭС и облегчению доступа перевозчиков государств-членов к оказанию услуг грузового автомобильного транспорта на всей территории союза независимо от гражданства и государства регистрации". Правда, сколько белорусских транспортных компаний доживет до этого светлого будущего ― неизвестно.

Штрафы

Отдельная проблема ― несовершенство национального административного законодательства. Дело в том, что за ошибки в товаросопроводительных документах к ответственности привлекают международных грузоперевозчиков. Хотя документы эти составляет грузоотправитель, он же согласно закону "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" обязан оформить их должным образом. БАМАП поднял этот вопрос на законодательном уровне и предлагает разграничить ответственность грузоотправителя и перевозчика в подобных случаях. Для перевозчика, в частности, предлагается установить наказание в виде штрафа, без конфискации и возможности взыскания стоимости перевозимых товаров. Впрочем, посмотрим, будет ли иметь такая инициатива одобрение.

***

Автомобильная сфера в нашей транзитной стране уже несколько лет не блещет привлекательностью. Нерешенные проблемы накапливаются и мертвым грузом висят на грузоперевозчиках, многие из которых уже сегодня работают на пределе своих возможностей. И если все будет продолжаться в таком же темпе, то спустя несколько лет после выставки БАМАП писать будет не о ком…

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото автора, Ольги-Анны КАНАШИЦ, из архива редакции и открытых источников

vkontakte facebook twitter
Предыдущие новости
Информация для покупателя

Юридическое лицо ИП Доманская Юлия Александровна

Беларусь Бобруйск ул.Рокоссовского д.120 кв.18

Дата регистрации в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр

Номер в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг/Регистре производителей товаров: Не подлежит занесению в реестр, Республика Беларусь

Регистрационный номер ЕГР: 790851321

УНП: 790851321

Регистрационный орган: Администрация Ленинского района г.Бобруйска

Дата регистрации компании: 10.02.2016

Режим работы:

ДеньВремя работы
Понедельник08:00 — 21:00
Вторник08:00 — 21:00
Среда08:00 — 21:00
Четверг08:00 — 21:00
Пятница08:00 — 21:00
Суббота10:00 — 18:00
Воскресенье10:00 — 18:00